09.06.2022

Что такое клиффхэнгер. Замечательные примеры сериалов

Автор: Dimaserials

Очень многие люди, смотрящие фильмы и сериалы не знают, что такое клиффхэнгер, хотя с его разновидностями в том или ином виде зритель встречается очень часто…

Клиффхэнгер — это художественный приём, при котором герой или герои сталкиваются с какой-то проблемой или диллемой, но повествование неожиданно обрывается. Зритель/читатель вынужден ломать мозг чем же закончилась ситуация?

Самый яркий и ранний пример в литературе — Шахерезада, чтобы спасти жизнь, рассказывала свои сказки до восхода солнца и повествование обрывала на самом интересном месте.

Позже многие использовали этот приём. Например, Томас Харди в книге «Взор синих глаз» сбросил героя с обрыва, а потом добрых 30 страниц рассуждал о том о сём. Потом вернулся к герою и рассказал как он выбрался.

Или Чарльз Диккенс писал специально главы так, что читатели возбуждённо ожидали продолжения… Доходило до драк, когда привозили журналы с новыми главами. Диккенса можно назвать главным книжным сериальщиком (его книги выпускались отдельными главами в журналах и газетах).

Чарльз Диккенс — главный сериальщик в литературе…

В кино и сериалы клиффхэнгер тоже перебрался. Вспомните «Назад в будущее», где в конце фильма показывают замануху на следующую часть. Или многие фильмы Marvel, в которых после титров показывают тизер будущих фильмов.

Лучшие клиффхэнгеры в сериалах

Пожалуй, самый лучший клиффхэнгер ненамеренно получился у Дэвида Линча в его легендарном «Твин Пикс». В конце второго зрители видят Купера, который бьётся головой о зеркало. И всё! Сериал обрывается на добрых 26 лет…

За это время было написано множество теорий о том, что имелось ввиду, и что же всё-таки произошло в Твин Пикс на самом деле.

Ещё отличным примером является сериал «Побег». Там это возвели в абсолют. Все или почти все серии заканчиваются так, что ты ждёшь продолжения, то есть сценарий намеренно обрывается не между какими-то сценами, не на какой-то логической ноте, а прямо посреди какого-нибудь кульминационного момента. Помню из-за этого приёма мы посмотрели «Побег» на какой-то космической скорости…

Ещё один яркий пример использования клиффхэнгера я встретил в старом сериале «Квантовый скачок», поэтому на третье место поставлю именно его.

В нём доктор Сэм Бэккет путешествует по разным временным отрезкам, пытаясь исправить какие-то ситуации в прошлом… В конце каждой серии нам показывают Сэма в новом образе, как бы делая анонс на будущую серию… И всё это гармонично вплетено в сюжет.

Также этим приёмом активно пользовались сценаристы «Игры престолов» — ведь там многие серии намеренно заканчиваются на самой интересной и эпичной сцене…

Но на четвертое место я поставлю сериал Lost — «Остаться в живых». В нём создатели умудрились сделать так, чтобы каждая серия и сезон заканчивались на какой-то неопределённой ноте. Прекрасно помню то время, когда все вокруг мучились в ожидании очередной серии или даже сезона.

Ну и вне топа ещё один блестящий пример клиффхэнгера можно увидеть в сериале